|
|
…2
июля 1989 г. в Казани в ЦПКИО (Центральный парк культуры
и отдыха) имени М. Горького по инициативе, на средства и
руками членов клуба “Булгар аль Джадид” был установлен
Сардару Гайнану Ваисову. Было это в районе аллей,
где похоронены те, кто сложил головы за Советскую власть.
Присутствовало на открытии памятника около пятидесяти человек.
…В
годовщину смерти Сардара Ваисова, убитого контрреволюционерами
в 1918 году, вся Казань не работала. Каков был траур! И
как нужно было постараться нашим “духовным вождям”, чтобы
спустя десятилетия на его могилу пришло только несколько
десятков человек. В деревне Молвино Зеленодольского района
ТАССР, оттуда род Ваисовых, только приступили к созданию
школьного музея о семье Ваисовых. Выросли поколения, не
знакомые с историей, которую питали корни родной земли.
Несколько
лет назад в Москве умер сын Сардара – Мидхад Сардарович
Ваисов. Кандидат экономических наук, старший научный
сотрудник Института международного рабочего движения, он
обивал пороги многих кабинетов, чтобы опубликовать правду
об отце. Увы,…Перестройка опоздала к нему на всю жизнь.
Сегодня рукописи сына Сардара, а также редкие документы
ваисовского движения, сохраняет жена Мидхада Сардаровича
– Маргарита Борисовна Ваисова. Она приехала на открытие
памятника с дочерью Наилей. Маргарита Борисовна рассказала,
что их московскую квартиру до сих пор навещают многие носящие
фамилию Ваисов, чтобы хотя бы таким образом сохранить память
о движении.
Доктор
исторических наук А. Х. Халиков, также пришедший
почтить память Сардара, высказался однозначно. Народный
памятник Сардару – не просто дань уважения этому человеку.
Это и признание национально-общественного движения, которое
он возглавлял. Мы хорошо знаем историю русского народа,
своя же искажена, потому что долгое время историки были напуганы.
Ведь правда стоила недешево для тех, кто осмеливался ее
произнести. Доктор Халиков и жена Мидхада Ваисова сняли
покрывало с памятника Сардару. А кто отдернет занавес, закрывающий
“белые пятна”, которыми изобилует история булгарского народа?
Памятник
Сардару Ваисову безвозмездно выполнил для своего народа
киевский художник Тагир Абдуллин.
О национально-
освободительной организации “Фиркаи Наджия” (“Партия
Избавления”), которую и возглавлял Сардар Ваисов, вы узнаете
из материала старшего научного сотрудника Госмузея ТАССР
Фаргата Габдул-Хамитовича Нурутдинова “Жизнь Сардара”.
Когда
стреляют в Академию.
Среди
“белых пятен” нашей истории одно покрывает целую эпоху национально-
освободительного движения в республике, известного под названием
ваисовского (1862-1922гг.). Основателем этого революционного
течения, называвшегося его участниками “Фиркаи Наджия” (“Партия
Избавления”), или движением волжских болгарских (булгарских)
мусульман, был народный вожак, философ и поэт Багаутдин
Хамзин-Ваисов (1804-1893гг.) – уроженец аула Мулла иле
(ныне с. Молвино Зеленодольского района ТАССР). Русский
востоковед и общественная деятельница Е.В. Молоствова так
писала о нем в энциклопедии “Мир ислама” (т.12, 1912г.):
“По отзывам всех лиц, еще помнящих старика Багаутдина, это
был человек очень высоких нравственных качеств и большой
эрудиции. Первоначальное образование он получил при медресе
в Казани, затем ездил на Восток, в Туркестан и Бухару…,
не пропуская случая пополнить свое образование беседами
с учеными единоверцами и покупкой редких книг и рукописей”.
Возникшее
в форме протеста крестьян и ремесленников против усиления
капиталистического, национального и религиозного гнета,
ваисовское течение не признавало царских властей, суда,
налогов, службы, учрежденных самодержавием, и служивших
ему муфтиат и институт указанных мулл, требовало восстановления
Булгарского государства, отмены третирования булгар, установления
народовластия и свободы вероисповедания. Практика ваисовского
движения выдвинула довольно эффективный способ борьбы с
самодержавием, который затем был использован в освободительном
движении индийского и ряда других народов мира, - гражданское
неповиновение, переходящее в случае насильственных действий
властей – в вооруженное восстание.
Национально-
освободительная война ваисовцев велась под лозунгом утверждения
законов истинного, чистого ислама, который, по их мнению,
освящал создание царства Правды и Справедливости на земле.
Крупный советский исламовед Л.И. Климович в книге “Ислам
в царской России” (М.,1936г.) так обобщенно характеризовал
сущность ваисизма: “Все требования ваисовцев имели
вполне земные корни…Содержание…учения заключалось
не в вопросах догматических, в которых ваисовцы… не выходили
за рамки ортодоксального суннитского ислама, а в их политической
платформе. Последняя была отражением чаяний зажатого в помещичьи
и государственные тиски пореформенного крестьянина (и ремесленника
– кустаря), который стремился к своему действительному освобождению.
Видел он его в отказе от всего того, что было для него кошмаром,
т. е видел его в отрицании податей, продажного суда, воинской
повинности, казенного духовенства с его поборами и т.п.
Отражая недовольство широких крестьянских и ремесленнических
масс существующим режимом, движение… всегда находилось в
зависимости от данного состояния этих масс”.
Багаутдин
Ваисов основал в Казани “Мусульманскую Академию”
– первый в истории России культурно-политический центр булгарского
народа, включавший в себя мектеб (средняя школа) и медресе
(высшее учебное заведение), типографию, штаб-квартиру движения
– так называемое “Духовное управление”.
Просветительский
и освободительный характер ваисизма вызывал тревогу самодержавия,
крайне правого, черносотенного крыла мусульманской буржуазии
и, конечно, муфтия и его подручных, наводнявших жандармские
части доносами на ваисовцев и призывами “покончить с вредным
учением”. Но особенно бесило царизм полное отрицание ваисовцами
юрисдикции властей. Так, ваисовцы ввели даже собственные
паспорта – “присяжные листы”, в которых подчеркивалось их
подчинение только исламским законам движения и открыто указывался
официально игнорировавшийся самодержавием
этноним {национальное самосознание} булгар – “аль-булгари”.
После ряда ожесточенных крестьянских восстаний, поднятых
ваисовцами в Казанской губернии в начале 80-гг. XIX в.,
царизм и татарские националисты решили совместно разгромить
ваисовскую Академию в Казани. 1884г. наряды полиции и толпы
татарских черносотенцев обложили Академию Багаутдина, защищенную
мощным забором. После семидневной осады и перестрелки с
ваисовскими бойцами карателям удалось взять штурмом и разгромить
цитадель движения. Шестилетний сын Багаутдина Гайнан (Гинанутдин)
чудом остался в живых и нашел приют в семьях уцелевших ваисовцев
, а сам основатель движения был заключен царизмом
в российское узилище для инакомыслящих – Казанскую окружную
психиатрическую лечебницу – и мученически скончался там
в 1893г.
“Мы
подняли зеленое знамя”
Однако
подавить ваисовское движение царизму не удалось. Несмотря
на жестокий террор, высылку на каторгу сотен крестьянских
семей, ваисовцы поднимали и в 90-х годах ХIХ века одно восстание
за другим. Мужественно вели они себя и в царских застенках,
и на судилищах.
Через
несколько лет охранке удалось схватить и 16-летнего Гайнана,
находившегося в подполье. По сообщению
полковника Казанского жандармского управления, Гайнан “скоро
вошел в столкновение с правительством и в своем противодействии
дошел до вооруженного сопротивления”, за что “был привлечен
в 1894г. к ответственности, сослан в Сибирь, в 1895г. –
на остров Сахалин, откуда, в силу манифеста, возвратился
в г. Казань в 1906г.”
Таким
было начало революционного пути Г. Ваисова
(1878-1918гг.), также уроженца Мулла иле, занявшегося после
своего возвращения пост “сардара” – руководителя “Фиркаи
Наджия”. Он восстанавливает в новой слободе Казани “Мусульманскую
Академию” и становится настолько выдающимся деятелем движения,
что в народе партийное звание Гайнана сделалось его именем
– Сардар.
Спираль
движения вновь стала закручиваться с позиции гражданского
неповиновения – с бойкота самодержавному Российскому государству.
Всю царскую империю облетела издевательская, шокирующая
власть имущих фраза Сардара о Николае
II: “Государя мы чтим и молимся за него, но государство
его нам не нужно”. В другом своем заявлении Гайнан Ваисов
не менее откровенно бросил в лицо эксплуататорам такие слова:
“Мы …подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца…,
защищаем наши религиозные, национальные и политические права,
ведя священную борьбу против правительства угнетателей”.
В ответ самодержавие и татарская буржуазия поднимают небывалую
волну травли и судебных расправ над ваисовцами.
“ЛЮБЯЩИЙ
ВАС БРАТ”
Движение
ваисовцев очень заинтересовало Л.Н. Толстого, а также
единомышленника Льва Николаевича, русского писателя И.Ф.
Наживина, специально приехавшего в 1908г. в Казань для беседы
с Г. Ваисовым. “Через несколько
мгновений в сени вышел Сардар. Это был еще молодой мужчина
в зеленом полосатом халате и белой чалме. Лицо его, украшенное
томной, аккуратно подстриженной бородкой и длинными, висящими
вниз усами, было спокойно и красиво; особенно хороши были
большие серьезные глаза. Во всей его живописной фигуре слышался
какой-то особый покой, какое-то особое благообразие – результат
глубокой внутренней работы над собой”, - вспоминал И.Ф.
Наживин о своей встрече с вождем ваисовцев. Гайнан с любопытством
расспрашивал Ивана Федоровича о “великом проповеднике”,
как он называл гения русской культуры, и выразил желание
побывать у Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Об этом стало известно
Льву Николаевичу, и между ним и Сардаром завязалась дружеская
переписка. А 11 февраля 1909г. в дневниковых “Яснополянских
записках” врача и секретаря Л.Н. Толстого Д.П. Маковицкого
появилась следующая запись: “Под вечер приехал Андрей Львович,
Ваисов…, Сергеенко… и Чертков…Ваисов – татарин казанский,
около 38 лет, красивый, спокойное лицо, с красивыми зубами
и черной бородой, в очках, бледный. Когда сидит, немного
качается из стороны в сторону. Простой, скромный, но не
застенчивый. По-русский бегло, свободно выражается, но с
ошибками в речи…Л.Н.(Лев Николаевич Толстой-
Ф.Н.) сказал, что рад ему, что ждал его… Л.Н. вспомнил про
Казань, что он там учился на восточном факультете по-арабски…”
Сардар пробыл в Ясной Поляне три дня. Льва Николаевича живо
интересовали духовные корни ваисовского движения, поэтому,
естественно, в их беседе часто затрагивались вопросы исламской
веры. При этом Л.Н. Толстой показал Ваисову блестящее знание
Корана и расспрашивал Сардара о его отношении к тем или
иным теологическим толкованиям исламского вероучения. Беседы
с руководителем ваисовцев выявили, что сущность их движения
не в реформе ислама, а в глубоких политических и социально-экономических
преобразованиях в среде мусульманского общества. Это немного
смутило Льва Николаевича, видевшего вначале в ваисовцах
только религиозных реформаторов, но его обостренная ненависть
ко всякой несправедливости позволило ему включить в свое
сердце и национальные, и социальные проблемы травимых содержанием
ваисовцев. Провожая Сардара в Казань, где “Фиркаи Наджия”
ожидали новые погромы, Л.Н. Толстой сказал: “Распространяйтесь,
растите, процветайте, всей душой желаю вам”.
Сердечная
связь Льва Николаевича с Г. Ваисовым не прекратилась с отъездом
последнего и продолжалась посредством переписки. Вести,
приходившие в Ясную Поляну из Казани, были тревожными: начались
аресты ваисовцев, царские опричники в союзе с татарскими
черносотенцами вновь угрожали Академии разгромом. Продавец
колбас Кильдишев, изгнанный Сардаром из “Фиркаи Наджия”
за попытку поживится партийной кассой, и ученый-миссионер
Н.Ф. Катанов выпустили в свет книжонки с клеветой на ваисовское
движение. Эти “произведения” послужили “основанием” для
очередной судебной расправы царизма над руководством “Фиркаи
Наджия”. В разгар гнусной антиваисовской
компании Л.Н. Толстой посылает Сардару материальную помощь
для выкупа участка Академии у землевладельцев и ободряющее
письмо 18 мая 1909г.:
“Дорогой, милый брат Ваисов.
Письмо Ваше… и порадовало, и огорчило меня. Огорчило меня
за тяжелое положение, в котором Вы находитесь, но порадовало
более, чем огорчило. Порадовало
тем, что из письма Вашего почувствовал то братство с Вами,
к которому идут и придут все народы по вере в единый, общий
для всех закон бога: любви к нему и ко всем людям без различия.
Помогай Вам бог и Ваша вера в него перенести всю тяжесть
Вашего положения. Пишите мне, не могу ли чем служить Вам.
Был бы рад.
Любящий Вас брат”.
В истории
нашего края дружба великого русского писателя и вождя народного
ваисовского движения – один из самых волнующих моментов,
который невозможно забыть или принизить.
Кто
против социализма, тот против бога.
Первая
русская революция круто изменила идеологию ваисовцев, внеся
в их первоначально наивно- крестьянские представления о
путях создания царства Правды и справедливости, идеи марксизма.
В этот период Сардар закладывает фундамент нового мировоззрения
– “исламского социализма”, базирующегося на убеждении в
том, что установление социализма и народовластия через Советы
является исполнением заветов закона Аллаха, и что поэтому
революционная борьба как бы освящена чистым, истинным исламом.
Эта теория нашла кратное выражение в знаменитом призыве
Сардара к народу: “Братья, стойко и мужественно проводите
в жизнь социальные реформы и образуйте Советские власти.
Если же, братья, вы пойдете против социализма, то вы тем
самым пойдете и против бога”.
На почве
народной освободительной борьбы и проникновение марксизма
в среду ваисовцев началось быстрое сближение ваисовского
движения с общероссийским пролетарским
революционным потоком, с большевизмом.
Но до
революционного 17-го был еще царский суд над ваисовской
партией 23 октября 1910 года, который приговорил Сардара
Ваисова к четырем годам тюремного заключения с последующем
поселением, а двенадцать его товарищей – к ссылке в Сибирь.
Это не останавливает мощное развитие ваисовского движения.
По оценкам самих ваисовцев, в годы столыпинской реакции
в движении участвовало около 60 тысяч человек, из которых
10 тысяч могли вести вооруженную борьбу с тиранией. Значительную
численность “Фиркаи Наджия” подтверждает опубликованный
Л.И. Климовичем “присяжный лист” 1908г. с № 33078. Пресса
пестрит сообщениями о новых восстаниях ваисовцев уже не
только в Казанской губернии, но и в Сибири. Идеи ваисизма
нашли поддержку и распространение в Туркестане и Китае,
выйдя, таким образом, за рубежи Российской империи.
Февральская
революция 1917г. освободила Г. Ваисова из сибирской ссылки.
Сардар приезжает в Казань и немедленно предлагает городскому
комитету РСДРП (б) союз для совместной борьбы с угнетателями
народа. “…Сам он как человек искренний и прямолинейный всегда
был горячим сторонником угнетенных и горячим фанатическим
протестантом против всякой несправедливости, всякого зла.…В…марте
1917 года…Ваисов пришел к нам в комитет на Рыбнорядской
улице и заявил, что он является нашим сторонником, что он
ленинец, и мы можем рассчитывать на его содействие. Мы все
отнеслись тогда с некоторым недоверием к его заявлению,
но вскоре последовало его письмо Керенскому, и вся дальнейшая
его деятельность и сама смерть показали, что он был верным
сторонником революционных рабочих и крестьян”, - вспоминал
В. А. Тихомирнов.
В апреле
1917г. в Казани собрался 1 съезд волжских болгарских мусульман,
созванный “Фиркаи Наджия”. Исследователь И.М. Ионенко отмечает,
что “1 мая председатель съезда и руководитель организации
Сардар Ваисов направил от имени съезда приветственную телеграмму
Петроградскому Совету Р. и С. депутатов. Съезд требовал
немедленного прекращения войны, заключения мира без аннексий
и контрибуций, созыва мирной конференции из представителей
народа. Далее говорилось: “Восстановить во всем мире благо
и справедливость среди всех народностей и национальностей,
согласно их историческим обстоятельствам.”
А в
июле 1917г. Сардар направляет Керенскому знаменитое послание
“Протест Керенскому”, в котором беспощадно заклеймил
антинародную и империалистическую политику этого предателя
революции.
В октябрьские
дни ваисовцы также шли рука об руку с большевиками, помогая
им устанавливать Советскую власть в крае. В Казани, по сообщению
Я. Д. Чанышева, вооруженное большевиками боевое формирование
ваисовцев – Зеленая гвардия – вело вместе с красногвардейскими
отрядами завода Крестовникова наступление на “дворец Сандецкого”,
где размещался штаб командования силами Временного правительства
в Поволжье.
Подытоживая
революционную деятельность С. Ваисова за период с 1906 по
1917г.г., председатель Казанского
губкома партии, один из авторов первой Советской Конституции
Я.С. Шейнкман говорил: “С. Ваисов шел одним путем с нами,
путем борьбы с буржуазией, сидел в тюрьмах, был в ссылке.
Изобличал лицемерие мусульманской буржуазии, создал Зеленую
гвардию в помощь Красной гвардии”.
С утверждением
власти Советов “Фиркаи Наджия” получает название “Совета
волжских болгарских мусульман” и активно включается в работу
органов народной власти.
Громкий
резонанс получила приветственная телеграмма председателя
болгарского совета Сардара Ваисова вождю победившей Октябрьской
революции В.И. Ленину, опубликованная в газете Казанского
Совдепа “Знамя революции” в ноябре 1917г.:
“Председателю
Совета народных Комиссаров товарищу Ленину.
Всероссийский
Волжский Болгарский Мусульманский Национальный Центральный
Совет…в лице Вас приветствует народное представительство
всех героев правды и справедливости…Настало
время, пробил час веками жданный угнетенными народами всего
мира. Дорогие товарищи, герои правды, справедливости, соединимте
нашу мощную силу! Идемте вперед, разрушим…фундаменты…царства
зла…пусть весь мир Божий очиститься от вековой заразы проклятой
лжи, лицемерия и зла. Руководствуемый Вами идеал – это священная
путеводная звезда для всего мира…
Да здравствует
царство правды и справедливости!
Да здравствуют
его поклонники, храбрые воины – победители царства зла –
Народное правительство!
Да здравствует
всемирное братство, равенство, любовь!
Сардар
Ваисов”.
“Я
- БОЛЬШЕВИК!”
Как
национальное революционное движение
“Совет волжских болгарских мусульман” поддерживал постоянную
связь и с Мусульманским социалистическим комитетом (МСК),
возглавляемым революционером-ленинцем Муллануром Вахитовым.
Из документов явствует, что в осуществлении этой связи большую
роль играл видный деятель МСК большевик А.К. Маликов. В
свете этого не выглядит случайностью то, что отличительный
знак ваисовцев с изображением звезды и полумесяца был сделан
эмблемой и всех красногвардейских формирований МСК.
В феврале
– марте 1918г. – в период отчаянно опасного для судьбы Советской
власти в крае контрреволюционного забулачного мятежа татарской
буржуазно- националистической партии “Милли Шура” в Казани
– ваисовцы вновь без колебаний встали на защиту революционных
завоеваний народа. По распоряжению большевистского штаба
по подавлению мятежа ваисовцам было передано 7 тысяч винтовок.
Контрреволюционеры, узнав об этом, организовали 28 февраля
антисоветскую демонстрацию и под прикрытием озлобленной
толпы двинулись к штабу Зеленой гвардии. Охрана была готова
дать отпор, однако Сардар, желая прекратить мятеж мирным
обращением к обманутым националистами людям, запретил стрелять
и вышел к толпе. Но едва он начал говорить, как грянул пистолетный
выстрел мятежника. Толпа немедленно смяла охрану и сомкнулась
вокруг раненного в голову Сардара. "Передают, что,
когда его окружили озверевшие татарские белогвардейцы, все
эти лавочники и мелкие буржуйчики,
царству которых с победой рабочего класса наступил конец,
и спросили, кто он такой. Ваисов вызывающе ответил: “Я -
большевик”,- и тут же был растерзан толпой”. Так описал
гибель Сардара В.А. Тихомирнов.
8 марта
1918г., по решению Революционного штаба Казанского Совета
и Комиссариата по Мусульманским делам, состоялись революционные
похороны Ваисова в Кремлевском сквере возле башни Сююмбеки.
Этот день был объявлен днем всенародного траура и водружения
на башне полумесяца. Когда над могилой Сардара прогремел
прощальный залп боевой дружины, с башни Сююмбеки сдернули
покрывало, и она предстала перед взором скорбящих
с полумесяцем на шпиле и развевающимся зеленым ваисовским
знаменем.
ЧЕРЕЗ
ГРОХОТ ЛЖИ…
28 февраля
1919г. Президиум Казанского Губсовдепа
постановил в память Ваисова переименовать часть Тукаевской
улицы в той ее части, где произошло убийство Ваисова, в
Ваисовскую.
Ваисовцы
выполнили завет своего Сардара – защищать Советскую власть
и социализм. В конце марта 1918г. “Забулачка” была ликвидирована
согласованными действиями отрядов балтийских матросов, МСК,
Красной гвардии и ваисовцев. Затем, в 1919-1920гг., под
руководством нового сардара – брата Гайнана Газизана Ваисова
– “Совет волжских болгарских мусульман” формирует несколько
красноармейских полков из участников ваисовского движения.
Они сражались в 1920-1922гг. с контрреволюцией, белогвардейщиной
и разрухой в Туркестане и на Украине, в Поволжье и на Урале.
В 1920г. М.В. Фрунзе, разрешивший формирование ваисовских
красноармейских частей, сообщал в Москву из Самары:
“ЦК
партии коммунистов, тов. Крестинскому. На Ваш запрос относительно
ваисовцев докладываю:… ваисовцы именуют себя волжскими болгарами
и т.о. претендуют на роль отдельно от татар нации.…Вместе
с тем движение имеет религиозную окраску, являясь революционно-
социалистическим движением в мире ислама…Ваисовцы целиком
приняли программу Коммунистической партии и являются определенными
сторонниками советской власти. Установлено также, что они
имеют много сторонников в Китайском Туркестане и частью
в Семиречье. Исходя из всего этого, Реввоенсовет фронта
в целях использования этого движения и вместе с тем установления
над ним ближайшего контроля нашел возможным
сформировать один Волжско-болгарский мусульманский
полк”.
Грохот
многолетней лжи о ваисовском движении так и не мог заглушить
чистого звука всего нескольких слов, сказанных о Сардаре
Гайнане Ваисове В.А. Тихомирновым в далеком от нас 1919
году:
“В день
его смерти каждый рабочий и крестьянин должен помянуть его
добрым словом. Пусть Ваисов не был коммунистом, пусть он
во многом и многом заблуждался, но он был истинным революционером,
преданным сторонником Советской власти, смертью заплатившим
за свою открытую солидарность с революционной партией рабочих
и крестьян.
Добрая память Сардару Ваисову, протестанту и революционеру”.
Фаргат
Нурутдинов
Газета
«Комсомолец Татарии», 9 июля 1989 г.
Газета
«Болгар Иле», апрель, 1990 г.
|
|