|
Русские
источники на протяжении долгого времени очень ясно фиксируют
разделение населения Булгарского вилайета, Казанского
ханства и Казанской губернии на две части, а именно, на:
1. Татар и булгар. (1407 г.) - "...и с ним
(Едигеем. - Р.М.) мнози татарове и болгарская сила, и
мордва".
2. Татар и бесермян. (1429 г.) - "...(Отряд
Федора Пестрого. - Р.М.) угониша да их биша, татар и бесермян,
и полон весь отняша".
3. Татар и казанских людей. (1-я пол. ХVI века).
4. Татар или служилых татар и ясачных татар. (После
завоевания Казани.)
Самое интересное то, что та часть населения Золотой
Орды и Казанского ханства, которую русские называли "татарами",
сама себя "татарами" не называла. Золотоордынские
и казанские ханы ни в одном из своих писем турецкому султану
и польскому королю не называют себя "татарами",
а свои ханства "татарскими". На данный момент
мне известно лишь о двух случаях, когда золотоордынцами
и ногайцами употреблялось в отношении самих себя слово
"татарин".
Первый случай. Это фраза "И прислали Ваша милость...
до мене... слугу своего толмача татарского Афендея з листы
свои" из письма казанского хана Сафа-Гирея польскому
королю Сигиз-мунду 1\1538 - 1545 гг.).
Второй случай. Это грамота князя Ногайской Орды Исмагиля
Ивану IV (1555 г.). Исмагиль пишет: "...Астрахани
без царя и без татар быти нелзе, и ты (Иван. - Р.М.) Кайбуллу
царевича учинив одного отпусти. А похочешь татар, ино
татар мы добудем. Татарове от нас буди".
В первом случае, я думаю, казанский хан употребил фразу
"толмача татарского" только потому, что его
письмо обращено к европейскому христианскому монарху,
а в Европе того времени ногайцы и другие тюрки Восточной
Европы назывались "татарами", то есть хан как
бы употребил иностранный термин для облегчения понимания
письма.
Во втором же случае князь Ногайской Орды просто вынужден
был перейти на терминологию с русских и называть ногайские
военные отряды при будущем хане Астрахани "татарами".
Он прямо пишет, что эти "татарове от нас буди",
то есть "татарские" отряды формируются из нас,
ногайцев.
Здесь в обоих случаях видно, что слово "татарин"
для ногайцев не было самоназванием, оно предназначалось
только для экспорта, то есть употреблялось при разговоре
с русскими. Вполне можно предположить, что слово "татарин"
в ногайской среде первоначально обозначало тюрков, принявших
христианство и перешедших на службу к русскому царю. А
далее в Казанском ханстве в среде местного населения и
мусульманской элиты, которые называли себя "мусульмане"
или "казанлылар (казанцы)", слово "татарин"
было ругательным, которое означало невежественного
в смысле знания ислама ордынца-кочевника, своего рода
маргинала степей.
В Казанском ханстве существовало 2 элиты: одна - военно-административная,
состоявшая в основном из ногайцев, которых называли "татарами",
и другая - интеллектуально-религиозная, состоявшая из
"казанлы-мусульман", то есть из представителей
основного местного населения.
Это противостояние "татар" (ногайцев) и "мусульман"
нашло свое отражение и в поэме знаменитого казанского
поэта Мухаммадьяра "Тухфаи мардан" (Доблесть
мужей) (1540 г.). В поэме есть следующие строки о татарах:
"Из вас лишь один умеет читать... Ты татарин,
не знающий, что разрешено Аллахом, и не знающий своего
мазхаба (направления ) в исламе. В этом мире ты
хуже всякой собаки".
Естественно, сочетание подобной невежественности с той
властью и богатством, которыми обладали ногайские силовые
круги, окружавшие ханский трон, приводило к праздности,
безнравственности и разврату. На это указывают и говорящие
имена персонажей поэмы: Ненасытный, Скоморох, танцующий
танец козла. У одного из мужских персонажей почему-то
женское персидское имя Гюльруй (Розовощекая). Видимо,
это говорит о его склонности к пассивной педерастии.
Как известно, подобные увлечения на Среднюю Волгу попадали
в основном из Средней Азии.
Наш народ дал подобным богатым невеждам кличку "карабай"
(невежественный богач). Отсюда название одного из районов
Казани - Караваево и название деревни Кара Гужа (совр.
название Караужа). Исторические источники указывают, что
в этих двух местностях в старые времена жили предки ногайского
князя Чуры Нарыковича из рода Аргын, имевшего большое
влияние на политику казанских ханов.
Итак, между этими группами населения, то есть городскими
мусульманами и степняками-ногайцами, существовало соперничество,
а в критические моменты истории доходило, видимо, и до
антагонизма при решении вопроса, какой элите должна принадлежать
власть в государстве.
|
|