|
Время
дилетантов прошло уже довольно давно,
но пока не изъявляет желания уходить. Более того, племя
дилетантов все более наглеет. Впрочем, отчего же ему не
наглеть: в XXI век они вошли под официальным огражденным
от всех ветров, которые, упаси бог, ведь могут порвать их
в одночасье, знаменем татаризма. Тыловые базы обеспечены,
мощное государственное прикрытие тоже, так отчего бы не
разгуляться. И гуляют, да еще как... Заняв пулеметные гнезда
в окопах татаризма, обуреваемые жаждой застолбить место
в "татарской истории", всякого рода "специалисты"
ведут огонь по заранее пристрелянным площадям и при малейшей
опасности быть подвергнутыми ответному обстрелу, вызывают
на помощь батареи тяжелой артиллерии. Таково их мироощущение,
их идейная позиция в мире татаризма, т.е. в стране теней.
Впрочем, эти люди верят (а может быть, их заставляют верить,
что, однако, маловероятно), что занимаются настоящим, реальным
делом. Что ж, за основы они держатся цепко и будут их защищать
с упорством маньяков, сомнений тут нет.
Однако, ближе к делу. Среди
дилетантов новейшего времени выделяются, конечно, те, кто
должен стоять на страже татаризма, прежде всего по долгу
службы. Это господа советники Рафаэль
Хакимов и Искандер Измайлов, приобретшие в последнее
время разную славу. Один из них, приближенный к президенту
Республики Татарстан, сочинил целый опус о судьбе так называемых
"татар", об их предполагаемой ментальности, ну,
и далее по предусмотренной программе. Р. Хакимов, одновременно
являющийся директором Института истории татарского народа
(?!), выдвинул в этом эссе целый ряд положений, претендующих
на оригинальность, но допустил уж слишком глубокую ошибку:
при отсутствии должной подготовки он вторгся в "незнаемые
пределы" - область религии и попытался, в меру сил,
сформировать свои мысли о "татарском" джадидизме
и даже (!) евроисламе. Однако, неожиданно для себя, господин
Хакимов подвергся остракизму даже своих былых сторонников
(возможно, скрытых противников, видимо надолго оказавшихся
обескураженными назначением человека без специального исторического
образования на должность директора исторического института),
заявивших в отзывах на эссе, что автор явно не в ладах с
исторической правдой, то бишь блуждает в некоем виртуальном
пространстве. Впрочем, Бог с ним. Государственный советник
Р.Хакимов имеет право на свою точку зрения. В той же серии
статей он вполне предсказуемо обрушился на булгарский народ,
с которым, господин советник, надо полагать, не имеет ничего
общего. Дух его сентенции о булгарах сводится к следующему:
мол, они проявили необычную активность, явно, по чьему-то
заказу, но после того как в России упразднили данные о национальности
в паспорте, окончательно выяснилось, что их потуги были
напрасны и нелепы. Особенно показательна здесь мысль о "заказе".
Когда-то давно, в прошлом веке (1989г) небезызвестная Ф.Байрамова
на I съезде народов Востока, в работе которого участвовали,
среди прочих, делегации Татарского Общественного Центра
и клуба "Булгар аль-Джадид", после выступления
председателя клуба, вскочила с места и запальчиво крикнула:
"Товарищи, не верьте им, их создал КГБ!" Помнится,
даже гордые и хладнокровные ингуши, сидевшие в первом ряду,
невольно обернулись на злобный крик женщины из Татарстана.
Так что легенда о гэбистских корнях этногенеза булгар (видимо,
КГБ существовало уж никак не раньше X века) появилось почти
15 лет назад и везде была для татаристов средством очернить
булгарский народ. В вышедшей в 2001 году брошюре некоего
Р. Яшасен Ватан (да, забойный псевдоним, ничего не скажешь)
утверждается то же самое, хотя уже в предположительной форме.
Более того, через несколько страниц Р.Я.В. уже выражает
сомнение в этой гипотезе, ибо, оказывается, булгаризм направлен
против интересов КГБ (ФСБ) и, таким образом, связь между
ними невозможна. Умиляет подобострастный тон Яшасен Ватан'а
в отношении ФСБ, силовых структур вообще и великого русского
народа, в частности. Автор всячески подчеркивает "общность
интересов русского и татарского народов" и необходимости
их совместной борьбы с "проклятыми булгарами".
Лояльность татаристов Р.Я.В. выразил с предельной откровенностью.
Кстати, стиль этого "патриота" весьма похож на
таковой некоего Былтыра, завсегдатая "татарских"
и булгарских интернет-сайтов и заставляет предположить тождественность
этих лиц...
Советник Р. Хакимов не забыл о булгарах и в одном из последних
номеров журнала "Татарстан" (№11,2003г.) в котором,
повторил тезис о заказе. Неймется
господину Хакимову, ах как неймется... Кстати, интересно,
чей же заказ выполняет он, один из организаторов и сопредседателей
ТОЦа и внезапно покинувший его, когда для организации наступили
трудные дни? Впрочем, государственному функционеру виднее,
не правда ли?
А что же советник рангом пониже Искандер
Измайлов? В перерывах между консультированием непотопляемого
номенклатурного дредноута и динозавра татаризма Мансура
Хасанова "магаданский отрок" Измайлов без
устали разоблачает фальсификаторов всех мастей, и на этой
ниве уже снискал себе незавидную славу "несгибаемого
борца с "булгарской заразой". Археолог по специальности,
он нежданно-негаданно превратился, чуть ли не в специалиста
по национальной истории вообще ("неисповедимы пути...").
И все же любимый конек господина советника Измайлова - это
разоблачение. Беда его в том, что Измайлов слишком тщеславен
и самовлюблен, а то глядишь из него, может быть, и получился
бы дельный специалист в области той же археологии. Но и
ему, как и Р. Хакимову, катастрофически неймется. Ему не
нравятся все: и Мифтахутдинов, и М.
Закиев, и Ф. Нурутдинов и Р.Набиев и Р. Акчурин... Достается
даже покойному А. Халикову, наставнику нашего петушка.
Не удивительно, что все они, так или иначе, пишут о булгарах,
а тут уж пламенный темперамент господина советника прямо-таки
не выдерживает. Заклеймить, устроить псевдонаучный погром,
тут уж как говорится, хлебом не корми, лишь дай свободу
помахать сабелькой "магаданскому отроку". Все,
что не совпадает с его взглядами или объемом знаний, доступным
господину советнику Измайлову, подвергается критике в присущем
только ему забавном саркастическом духе. Упиваясь своей
литературной эрудицией, разоблачитель (вспоминаются пафосные
диссертации советского времени, авторы которых громили "буржуазных
фальсификаторов", соблюдая так называемый "принцип
научности...") хочет поставить на место историков и
языковедов. Разгулялись, "раздухарились", однако,
эти неучи, а? Все бы хорошо, но количество цитат из литературы
настолько обильно, что читатель разоблачительных произведений
уже просто перестает понимать, о чем же конкретно хочет
сказать "неутомимый борец" с булгарами. Наш совет
господину Измайлову: умерьте пыл и сократите число отрывков
из других авторов: дайте все же любопытному читателю увидеть
вас во всей ослепительной красоте. И тогда - "смело,
товарищи, в ногу..." Но пока туговато с фактами, общий
подход..., но в тонкостях либо перебор, либо дефицит. Мало
конкретики, много красноречия. Поменьше апломба, господин
советник, он вам только мешает. И не витайте в облаках,
несмотря на весь ваш умопомрачительный пафос, булгарский
народ всегда существовал, и будет существовать. Советы господ
советников любого ранга ему совершенно не нужны.
Болгар Иле - огромная страна и все
статьи и статейки, подписываемые лицами, приближенными к
верхушке, являют собой не более чем мышиную возню на бескрайнем
весеннем поле.
Еще одно замечание. Все, что делают
апологеты замшелого татаризма, вторично и таким образом
второстепенно. В 1988 году был создан клуб "Булгар
аль-Джадид", и уже позднее - ТОЦ. В 1990 году стала
выходить газета "Болгар иле" и через несколько
лет появилась газета "Татар иле". И слово "джадид"
тоже было использовано татаристами (Клуб "Джадидов").
Наконец, в конце октября в интернете появился Булгарский
информационный сайт и, словно бы опомнившись, в начале декабря
был разрекламирован сайт под красноречивым названием "Tatarica"
явно как своего рода ответ. Как пишет один из современных
татарских ученых, само слово "булгар" обладает
необъяснимой магией для простых людей. Что ж, он справедлив
в этом, да и не может быть иначе, ведь это единственное
родное, свое слово от века до века.
Слова "татарин, татарский"
стали официальным после 1920 года. Они были освящены большевистским
режимом Ленина-Сталина, всеми последующими советскими вождями
и послеперестроечной номенклатурой. Защита их вроде
бы заведомо выигрышна, потому то и стараются господа советники
и кучка ученых-татаристов, следующая в их фарватере. Однако
выигрышность и неуязвимость эти иллюзорны. Словам, равносильным
в булгарском языке понятию "динсез" (безбожник),
место в стране теней, виртуальном мире призраков прошлого.
И люди, взвалившие на себя неблагодарную миссию вести народ
в такой мир, заранее обречены на неудачу.
|
|