БУЛГАРСКАЯ  КАЗАНЬ

Башня Сююмбеки и руины Соборной Мечети в Казани.

Один из древнейших городов мира, Казань, основанный булгарами, являлся и является последние 600 лет культурным, научным и экономическим центром Поволжья и Урала.

Казань – всегда был булгарским городом, но после 1552 года он на длительное время стал булгаро-русским. Случилось это после грабительских походов русского царя Ивана IV Грозного в Волжскую Булгарию, вследствие чего Казань была оккупирована. Причем все мужчины великой булгарской столицы были вырезаны,  а женщины и дети были отданы русским солдатам в рабство.

Что бы натравить русский народ на булгарский и оправдать оккупацию, а также геноцид булгарского народа русские власти уже с 16 века стали упорно навязывать название «татар» на все население Булгарии, включая и не тюркские народы края – чуваши, мордва, мари. Но так как с падением Казани война за обладание всей Булгарии продолжалась почти двести лет, то уже в 16 -18 вв., Московские власти проводили политику, «разделяй и властвуй». Для этого они народы Волжской Булгарии стали «различать» на уфимских, башкирских (1), черемисских, казанских, калмыкских, ногайских и булгарских «татар» (2). Пришедшие к власти коммунисты, из всех народов Поволжья насильно навязали название «татар» волжским булгарам. Как единственным претендентам на государственность, с высочайшей культурной традицией, булгарам как народу запрещено называться и в современной России. 

Что бы у читателей не возникало сомнений в том, что Казань являлся и является булгарским городом, мы публикуем источники, подтверждающие это.

«Бысть же на Оке реке старыи градъ, имянемъ Бряховъ, оттуду же пріиде царь, имянемъ Саинъ, Болгарскіи, и поискавъ по местомъ проходя, въ лета 6680 го, и обрете место на Волге … Место пренарочито, и красно велми, и скотопажно, и пчелисто, и всяцеми семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого много угодья, яко не обрести можно другаго такова места по всеи Рускои земле нигдеже, подобно такову месту красотою и крепостію и угодьемъ человеческимъ, и не вемъ же, аще есть въ чужихъ земляхъ. И велми царь за то возлюби Саинъ Болгарскіи.

 

Царь же возгради на месте томъ Казань градъ, никому же отъ державныхъ Руси смеюще супротивъ что рещи. И есть градъ Казань, стоить доныне, всеми Рускими людми видимъ и знаемъ есть, а не знающимъ слышимъ есть.

 

Наполни такими людми землю ту, еже Черимиса, зовемая Отяки,-тое жъ глаголютъ Ростовскую чернь, забежавши тамо отъ крещенія Русково въ Болгарскихъ жилищахъ, и приложися хъ Казани. И Болгарскія грады обладаютъся царемъ Казанскимъ. То бо бе преже земля Болгарецъ малыхъ за Камою, промежъ великія реки Волги и Белыя Волжки, до Великія Орды Нагаискія. А большіе Болгары на Дунае.

 

И бысть Казань столныи градъ, вместо Бряхова, и вскоре нова орда, и земля благоплодна, и семенита, именита, и медомъ кипяща и млекомъ, и дашася по одержаніе и власть и въ наследіе поганымъ. И отъ сего царя Саина преже сего зачася Казань, и словяще юрть Саиновъ».(3)

«Царьствующу же тогда Тактамышу третьее лђто на Ордђ и на Сараи послав болгары во град Казань ко князем. И повелђ гостеи изымати и разграбити и побити, а сам царь поиде на Русь,..» (4)
Лета 6995 (1487 г.) го июля в 9 день воеводы же великого князя князь Данил Холмский и прочии воеводы болгарский град Казань взяша и царя Казанского Алегама поимаша и с царицею, и матерь ево, и братию ево, и сестры его изымаша, и всех их привели к великому князю на Москву. (5)

В булгарской Казани у ворот,

Толпа людей изумленных у ворот.

Иссушен я всецело, о властитель,

Часовой могилы Мухаммед Амина. (6)

"Царь... Иван Васильевичь (Грозный в I552 г.)... пошел в Казань имати за своя... царство болгар и Казань... и в те поры пришел... неверный царь крымский... И туто татар многих побили... И тут их царь.., воевод своих, пожаловал, которые ходили против крымского царя. И оттоле царь... пошел имати за собя... юрта болгар и Казани".(7)
"Еже быша в лета... отца его... царя... Ивана Васильевича... нечестивы Болгари, иже близ Русии пребывающе,  живуще по реце глаголемей Волзе, во мнозех летех приходяще на пределы Русийскаго ею государства и многия пакости деюще православным християном, брани составляюще и пленующе непрес­танно: по вся лета воеваху и православнаго християнства кровь,  яко речьные быстрины, изливатеся мнози же православнии християне от нечестивых побиени быша, ови же в плен отведени и многия и различные муки претерпеша. Царь же... Иван Васильевичь... в лето 7061-гo (1552г.)... поиде во мнозе силе и град их великий Казань взять, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечестивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою под царскую десницу покори».(8)

«Для прозорливых с искренней, правдивой душой и достопочтимых с чистыми правдивыми мыслями неоспоримо, неопровержимо и очевидно то, что Булгарский вилайет на седьмом климате из имеющихся семи. Относится к Луне, то есть под покровительством Луны. И, как отмечено в математических книгах, этот Булгарский вилайет, из-за чересчур близости к Северному  полюсу, в конце мая и начале апреля не имеет времени одного намаза из пяти, то есть намаза ясту. Потому что заря нисподобна зареву в присутствии двух имамов. Так же, как указано в книгах "Эл-Кенз", "Эл-Вафи" и "Эл­-Кафи", чуть раньше перед ее [зари] исчезновением в это указанное время настает время утреннего намаза, то есть истинного утра. По этой причине для этого народа намаз ясту необязателен.

И также столица Булгарского вилайета, прекрасный и благостный город - один из великих городов исламского мира - Казань есть явление времени и, находясь вдалеке от исламских вилайетов, границами соприкасается с госу­дарствами неверных».(9)

«Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань,

В мире нет больше такого города, дающего кров.

В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань,

В Казани еду-питье найдут всегда, таков он город Вселенной!»(10)

«20 июня мы прибыли в Самару, расположенную на левом берегу реки. Этот город принадлежит к Королевству Булгар (Kingdom of Bulgar). Река Самара (Samar), от которой взято название, впадает в Волгу и находится свыше трехсот верст от Казани. Форма Самары – квадрат, и укрепления, и здания все деревянные, кроме церквей и монастырей. Гарнизон состоит из некоторого количества регулярных войск и казаков под управлением губернатора. Жизнь и нравы булгар (Bulgarians), очень схожи с теми (булгарами), что живут у Казани (Casan)…» (11)

О булгарах пишу я стих,
В Уфе, Самаре много их.
Ну, а Казань среди других
Светлейший град в стране Булгар!

 

Все сознают, сомненья нет:
Струит Булгар имперский свет!
Казань же - зеркало примет,
И тайну их хранит Булгар!

 

Градам, селеньям несть числа,
Земля булгар не помнит зла…
Прекрасней розы расцвела

Казань-столица, о Булгар!

 

Наук сосредоточье - в ней!
Высоких дум стремленье - в ней!
Казань - под всполохом огней
Колосса, что зовут Булгар! (12)

Там производят башмаки, халаты, ичиги, платки,
Их восхваляют знатоки, пленясь работою отменной.
Прекрасно женщин ремесло, их вышивки блестят светло,
А тюбетеек всех число равно числу людей вселенной!

 

Там всюду - чистота жилья, чисты и жены, и мужья,
Там - песен чистая струя, там знаний кладезь драгоценный.
Немало там врачей, певцов, писателей и мудрецов,
Хвалы текут со всех концов,- тебе, приют благословенный!

 

Там - проповедников краса, там шейхов целые леса,
Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный.
В стране булгар мы без труда найдем деревни, города,
Но не сравним их никогда с Казанью древней, несравненной! (13)

«На улицах городов, населенных булгарами, — Казани, Оренбурга, Уфы, Астрахани, Семипалатинска, Орска, Троицка и других…» (14)

 

……………………………………………

1.      Томка Саски Янош. География. 1748 г. Пожонь (ныне - Братислава). С. 628.

2.      Bruce P.H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account of his travels in Germany, Russia, Tartaru, Turkey, the West-Indies...Лондон, 1969 г. С. 269.

3.      Казанский летописец. Полное собрание русских летописей. Т.XIX. СПб., 1903 г.

4.      Устюжский летописный свод. Москва-Ленинград. 1950 г. С. 61.

5.      Мазуринский летописец. М.,1968 г., Т. 31. С. 117.

6.      Мухамедъяр. Тухваи-Мардан. Нури Содур. – Казань, Таткнигоиздат, 1966, перевод Ш. Ш. Абилова.

7.      Холмогорская летопись. Полное собрание русских летописей, т.33 Ленинград, I977 г.

8.      Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича. Полное собрание русских летописей, т. XIV, Москва, 1965 г.

9.      "Зафер наме-и Вилайет-и Казан". Эхо веков. Казань, май, 1995 г.

10.  "Зафер наме-и Вилайет-и Казан". Эхо веков. Казань, май, 1995 г

11.  Bruce P.H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account of his travels in Germany, Russia, Tartaru, Turkey, the West-Indies...Лондон, 1969 г. С. 282.

12.  Гали Чокры Аль Булгари. Ода Родине. Перевод с булгарского языка Рашида Кадыра Аль Булгари. Оригинальный рукописный текст хранится в Научной библиотеке им. Н.Лобачевского Казанского университета. Стихи относятся примерно к 1850-70 гг.

13.  Гали Чокры Аль Булгари. Восхваление Казани. Анталогия т. поэзии. Казань, 1957 г.

14.  Гаяз Исхаки. Вырождение двести лет спустя. Москва. 2004 г.

 

 

 

Тагир Абдулл Аль Булгари
Сайт управляется системой uCoz