|
|
Один
из древнейших городов мира, Казань,
основанный булгарами, являлся и является последние 600 лет культурным,
научным и экономическим центром Поволжья
и Урала.
Казань
– всегда был булгарским городом, но после 1552 года он на длительное
время стал булгаро-русским. Случилось это после грабительских походов
русского царя Ивана IV Грозного в Волжскую
Булгарию, вследствие чего Казань была оккупирована. Причем все мужчины
великой булгарской столицы были вырезаны,
а женщины и дети были отданы русским солдатам в рабство.
Что
бы натравить русский народ на булгарский и оправдать оккупацию,
а также геноцид булгарского народа русские власти уже с 16 века
стали упорно навязывать название «татар» на все население Булгарии,
включая и не тюркские народы края – чуваши, мордва, мари. Но так
как с падением Казани война за обладание всей Булгарии продолжалась
почти двести лет, то уже в 16 -18 вв., Московские власти проводили
политику, «разделяй и властвуй». Для этого они народы Волжской Булгарии
стали «различать» на уфимских, башкирских (1), черемисских,
казанских, калмыкских, ногайских и булгарских «татар» (2).
Пришедшие к власти коммунисты, из всех народов Поволжья насильно
навязали название «татар» волжским булгарам. Как единственным претендентам
на государственность, с высочайшей культурной
традицией, булгарам как народу запрещено называться и в современной
России.
Что
бы у читателей не возникало сомнений в том, что Казань являлся и
является булгарским городом, мы публикуем источники, подтверждающие
это.
|
|
«Бысть
же на Оке реке старыи градъ,
имянемъ Бряховъ,
оттуду же пріиде
царь, имянемъ Саинъ,
Болгарскіи, и поискавъ по местомъ проходя, въ лета 6680 го,
и обрете место на Волге … Место пренарочито,
и красно велми, и скотопажно,
и пчелисто, и всяцеми
семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно,
и всякого много угодья, яко не обрести можно другаго
такова места по всеи Рускои
земле нигдеже, подобно такову
месту красотою и крепостію и угодьемъ
человеческимъ, и не вемъ
же, аще есть въ
чужихъ земляхъ. И велми царь за то возлюби Саинъ Болгарскіи.
Царь же возгради
на месте томъ Казань градъ,
никому же отъ державныхъ
Руси смеюще супротивъ
что рещи. И есть градъ Казань, стоить
доныне, всеми Рускими людми
видимъ и знаемъ
есть, а не знающимъ слышимъ есть.
Наполни такими людми
землю ту, еже Черимиса, зовемая
Отяки,-тое жъ глаголютъ Ростовскую чернь, забежавши
тамо отъ крещенія Русково въ Болгарскихъ жилищахъ, и приложися хъ Казани. И Болгарскія грады обладаютъся царемъ Казанскимъ. То бо бе преже
земля Болгарецъ малыхъ
за Камою, промежъ великія
реки Волги и Белыя Волжки,
до Великія Орды Нагаискія. А большіе Болгары на Дунае.
И бысть
Казань столныи градъ,
вместо Бряхова, и вскоре нова орда, и
земля благоплодна, и семенита, именита,
и медомъ кипяща
и млекомъ, и дашася по одержаніе и власть и въ наследіе поганымъ.
И отъ сего царя Саина
преже сего зачася Казань, и словяще юрть Саиновъ».(3)
|
|
«Царьствующу же тогда Тактамышу
третьее лђто на Ордђ и на Сараи послав болгары во
град Казань ко князем. И повелђ гостеи
изымати и разграбити
и побити, а сам царь поиде на Русь,..»
(4) |
|
Лета 6995 (1487 г.) го июля в 9 день воеводы же великого князя князь
Данил Холмский и прочии воеводы болгарский
град Казань взяша и царя Казанского Алегама
поимаша и с царицею, и матерь ево,
и братию ево, и сестры его изымаша, и всех
их привели к великому князю на Москву. (5) |
|
В булгарской Казани у
ворот,
Толпа людей изумленных
у ворот.
Иссушен я всецело, о властитель,
Часовой могилы Мухаммед
Амина. (6)
|
|
"Царь... Иван Васильевичь (Грозный в I552 г.)... пошел в Казань имати за своя...
царство болгар и Казань... и в те поры пришел... неверный царь крымский...
И туто татар многих побили... И тут их царь..,
воевод своих, пожаловал, которые
ходили против крымского царя. И оттоле царь... пошел имати
за собя... юрта болгар и Казани".(7) |
|
"Еже быша в лета... отца его... царя... Ивана Васильевича... нечестивы
Болгари, иже близ Русии
пребывающе,
живуще по реце глаголемей Волзе, во мнозех летех приходяще на пределы Русийскаго
ею государства и многия пакости деюще православным християном,
брани составляюще и пленующе
непрестанно: по вся лета воеваху и православнаго християнства кровь,
яко речьные быстрины, изливатеся
мнози же православнии
християне от нечестивых побиени
быша, ови же в
плен отведени и многия и различные муки претерпеша.
Царь же... Иван Васильевичь...
в лето 7061-гo (1552г.)... поиде во мнозе силе и град их великий
Казань взять, пределы их Казанския вся поплени и многое множество
нечестивых Болгар погуби, оставших же от
плена всех под свою под царскую десницу
покори».(8) |
|
«Для
прозорливых с искренней, правдивой душой и достопочтимых с чистыми
правдивыми мыслями неоспоримо, неопровержимо и очевидно то, что Булгарский вилайет на седьмом климате из имеющихся
семи. Относится к Луне, то
есть под покровительством Луны. И, как отмечено в математических
книгах, этот Булгарский вилайет, из-за чересчур близости к Северному
полюсу, в конце мая и начале апреля не имеет времени одного
намаза из пяти, то есть намаза
ясту. Потому что заря нисподобна
зареву в присутствии двух
имамов. Так же, как указано в книгах "Эл-Кенз",
"Эл-Вафи" и "Эл-Кафи",
чуть раньше перед ее [зари] исчезновением в это указанное время настает время утреннего намаза, то есть истинного
утра. По этой причине для
этого народа намаз ясту необязателен.
И также столица Булгарского
вилайета, прекрасный и благостный город - один из великих
городов исламского мира - Казань есть явление времени и, находясь вдалеке от исламских вилайетов, границами
соприкасается с государствами неверных».(9)
|
|
«Диво! Место увеселенья
в мире этот город Казань,
В мире нет больше такого
города, дающего кров.
В мире нет нигде такого
цветущего города, как Казань,
В Казани еду-питье найдут
всегда, таков он город Вселенной!»(10)
|
|
«20 июня мы прибыли в Самару, расположенную на левом берегу реки. Этот город принадлежит к Королевству Булгар (Kingdom
of Bulgar). Река
Самара (Samar), от которой взято название, впадает в Волгу и находится
свыше трехсот верст от Казани. Форма Самары – квадрат, и укрепления,
и здания все деревянные, кроме церквей и монастырей. Гарнизон состоит
из некоторого количества регулярных войск и казаков под управлением
губернатора. Жизнь и нравы булгар (Bulgarians),
очень схожи с теми (булгарами), что живут у Казани (Casan)…»
(11) |
|
О булгарах пишу я стих,
В Уфе, Самаре много их.
Ну, а Казань среди других
Светлейший град в стране Булгар!
Все сознают, сомненья
нет:
Струит Булгар имперский свет!
Казань же - зеркало примет,
И тайну их хранит Булгар!
Градам, селеньям несть
числа,
Земля булгар не помнит зла…
Прекрасней розы расцвела
Казань-столица, о Булгар!
Наук сосредоточье - в
ней!
Высоких дум стремленье - в ней!
Казань - под всполохом огней
Колосса, что зовут Булгар! (12)
|
|
Там производят башмаки,
халаты, ичиги, платки,
Их восхваляют знатоки, пленясь работою
отменной.
Прекрасно женщин ремесло, их вышивки блестят светло,
А тюбетеек всех число равно числу людей вселенной!
Там всюду - чистота жилья,
чисты и жены, и мужья,
Там - песен чистая струя, там знаний кладезь драгоценный.
Немало там врачей, певцов, писателей и мудрецов,
Хвалы текут со всех концов,- тебе, приют благословенный!
Там - проповедников краса,
там шейхов целые леса,
Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный.
В стране булгар мы без труда найдем деревни, города,
Но не сравним их никогда с Казанью древней, несравненной! (13)
|
|
«На улицах городов, населенных булгарами, —
Казани, Оренбурга, Уфы, Астрахани, Семипалатинска, Орска, Троицка
и других…» (14) |
|
……………………………………………
1.
Томка Саски Янош. География. 1748 г. Пожонь (ныне - Братислава). С. 628.
2.
Bruce P.H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the
services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account
of his travels in Germany, Russia, Tartaru,
Turkey, the West-Indies...Лондон, 1969 г. С. 269.
3.
Казанский летописец. Полное собрание русских летописей. Т.XIX. СПб., 1903
г.
4.
Устюжский летописный свод. Москва-Ленинград. 1950 г. С. 61.
5.
Мазуринский летописец. М.,1968 г., Т. 31. С.
117.
6.
Мухамедъяр. Тухваи-Мардан.
Нури Содур. – Казань,
Таткнигоиздат, 1966,
перевод Ш. Ш. Абилова.
7.
Холмогорская летопись. Полное собрание русских летописей, т.33 Ленинград,
I977 г.
8.
Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича. Полное
собрание русских летописей, т. XIV, Москва,
1965 г.
9.
"Зафер наме-и Вилайет-и
Казан". Эхо веков. Казань, май, 1995 г.
10.
"Зафер наме-и Вилайет-и Казан". Эхо веков. Казань, май, 1995 г
11.
Bruce P.H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the
services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account
of his travels in Germany, Russia, Tartaru,
Turkey, the West-Indies...Лондон, 1969 г. С. 282.
12.
Гали
Чокры Аль Булгари.
Ода
Родине. Перевод с булгарского языка Рашида
Кадыра Аль Булгари. Оригинальный рукописный текст хранится
в Научной библиотеке им. Н.Лобачевского Казанского университета. Стихи
относятся примерно к 1850-70 гг.
13.
Гали
Чокры Аль Булгари.
Восхваление Казани. Анталогия т. поэзии. Казань, 1957 г.
14.
Гаяз Исхаки. Вырождение двести лет спустя. Москва.
2004 г.
|
Тагир
Абдулл Аль Булгари |
|